
Обзор прессы - 5 июля «TJinform.com».
Темы мира и народного единства, заявление МИДа Кыргызстана о проекте железной дорогой Кыргызстан - Таджикистан-Афганистан - Иран, уроки Саакашвили в борьбе с коррупции и многое другое на минувшей недели были самими актуальными и обсуждаемыми в печатных СМИ Таджикистана.
В интервью газеты «Фараж» заместитель председателя Объединенной таджикской оппозиции, председатель Комиссии национального примирения, бывший первый заместитель премьер-министра Таджикистана от оппозиции Ходжи Акбар Тураджонзода, оценивая 15-летия достижения мира и согласия, говорит, что мы не достигли того национального единства, о котором много говорят и пишут. «Если сказать правду, с первых дней входа членов оппозиционных сил в состав нынешнего правительства, мы чувствовали к себе недоверие и «косые взгляды». К нам обращались как к неродным братьям. При назначения кого-то из оппозиции на конкретную должность, всегда урезали полномочия или же передавали эти полномочия другим структурам. К примеру, когда назначили бывшего командующего вооруженными силами оппозиции Давлата Усмона на должность министра экономики и внешней торговли, передали внешнюю часть полномочий этого министерства другому ведомству. То есть, право назначения, контроль и освобождение торговых представителей Таджикистана в других странах передали другому ведомству. Или же до моего назначения на должность первого заместителя премьер-министра, этот пост имел широкие возможности и ответственность в управление страны. Особенно когда этот пост занимал Махмадсаид Убайдуллоев (нынешний председатель Нацсобрания и мэр столицы Таджикистана - В.М.), он имел огромную возможность, так как курировал экономику, строительство, промышленность, торговлю и многое другое. Но когда меня назначили на эту должность, все эти полномочие сняли с должности первого заместителя премьер-министра. Удивителен тот факт, что когда после 7 лет работы на этой должности я ушел с поста и на эту должность назначили Асадулло Гуломова, все эти полномочия вернули обратно. Моя задача была только координация законов между станами СНГ и все. Даже в вопросах двухсторонних взаимоотношений между странами СНГ я не имел никакого влияния. Меня даже не приглашали на правительственные заседания у президента. Все это говорит о том, что в те годы не существовало взаимодоверия. И последние годы обстоятельства становятся все хуже», - говорит Тураджонзода.
«Миллат», также касаясь темы народного единства, опубликовала беседу с бывшим секретарем Ссовбеза Таджикистана, ныне депутатом нижней палаты парламента (Маджлиси намояндагон) Амиркулом Азимовым. Амиркул Азимов в интервью заявил, что он является единственным основателем Народного фронта 1992 года.
«В августе 1992 года начали брать заложники на площади у Верховного Совета, начали издеваться над заложниками. Два раза пришли в Генпрокуратуру и искали меня, потому что я был руководителем группы по расследованию февральских событий и многие виновные в этих беспорядках были отправлены в места лишения свободы (февраль 1989 г.). А когда Рахмон Набиев стал президентом, все участники данного события были амнистированы. Может быть, они хотели отомстить мне. Но тогда мы выполняли требования закона и сейчас выполняем. После того, как они второй раз пришли в генпрокуратуру и искали меня, я и несколько моих друзей взяли оружие, поехали и проводили военные учения в горах Зарафшон. Этого никто не знает. Уже все государственные структуры находились в кризисном состоянии, и я видел только этот путь в борьбе с беззаконием... Хидиралиев, который потом стал зампредом парламента, привел начальника типографии района Турсунзод в одно ущелье, в котороммы к этому времени находились. Я попросил озвучить наше обращение на русском и узбекском языках по радио и напечатать в газете, чтобы все знали, кто мы такие и чего мы хотим. Меня спрашивали, от имени кого печатать обращение и тогда я сказал, что от имени «Народного фронта». Обращение напечатали, и появилось это название», - сказал Амиркул Азимов.
Также «Миллат» печатает другую статью о войне и мире таджиков и пишет о том, как полевой командир Народного фронта Файзали Саидов хотел расстрелять народную поэтесу Гулрухсора Сафи.
Гулрухсор Сафи, вспоминая те дни в интервью корреспонденту «Миллат», говорит: «Ко мне пришли четверо боевиков группы Файзали, их звали Абдусалом и Джумахон, Курбон, и Ходжаназар. Они ворвались ко мне и у них были автоматы, пистолеты и даже гранатомет. Когда они вошли, то удивились, что я одна. В это время никто не так близок к Богу, как я».
Газета «Тоджикистон», тоже касаясь жизни знаменитого полевого командира Файзали Саидова, печатает интервью с другим поэтом Амиршохом Хатлони, в котором собеседник газеты утверждает, что Файзали Саидов был очень грамотным и постоянно организовал вечера поэзии и культурные мероприятия для народа с участием видных деятелей искусств и знаменитых творческих личностей. «Может быть Файзали Саидов хотел, чтобы Гулрухсор участвовала на таких мероприятиях»,- добавил Амиршох Хатлони.
«Душанбе должен стать Тифлисом» под таким заголовком газета «СССР» печатает предложение журналиста Раджаби Мирзо о том, что против множественных интриг и коррупции со стороны судебных и правоохранительных органов Таджикистана президент страны должен начать серьезную реформу госструктур, брав пример у президента Грузии Михаила Саакашвили. По мнению Раджаби Мирзо, Эмомали Рахмон должен начать борьбу со своим правительством. «Саакашвили, когда чувствовал, что чиновники его правительства работают не на пользу дела, а наоборот, он сразу освободил их от должностей и в место них назначил молодых, энергичных и честных людей. Создается вопрос: что легче? Очистка своего правительства от нечестных и коррумпированных чиновников, или искать врагов из-за рубежа и их последователей и сторонников внутри страны?», - отметил Раджаби Мирзо.
«Самак», обсуждая тему проекта железной дороги Иран-Афганистан - Таджикистан - Кыргызстан, пишет, что очередная попытка властей Таджикистана для выхода из транспортной блокады, который держит Узбекистан, обернулась крахом. Казахский эксперт Марат Ширбутов, представитель Ассоциации приграничных взаимодействий, обсуждая заявлении посла Ирана в Кыргызстане Манучехра Муроди, который сказал что, Иран поддерживает проект автомобильной дороги Китай - Узбекистан – Кыргызстан, заявил, что для Ирана на данный момент важны сухопутные магистрали, которые смогли бы осуществить экспортно-импортные сообщения. «В случае падения режима Башора Асада, Иран столкнется с трудностями в западной части своих автодорог, хотя и сейчас эта часть не полностью контролируется. С юга находится Индийский океан, который охраняется американским и индийским флотами. С востока находится Афганистан, который не может дать гарантию на спокойствие. Остается только северная и северо-восточная часть, так как на северо-западной части страны находятся проамериканский Азербайджан. Поэтому Иран старается направить свое внимание и ресурсы на север и северо-восток, чтоб соединятся с Россией и Китаем через страны Центральной Азии и Казахстан», - отмечает эксперт.
«Нигох» в своей статье на тему «арабской весны» и событий в Египте пишет, что организация «Братья-мусульмане» со стороны таджикских властей была признана террористической организацией. Но последние политические события в этой стране показали, что представитель данной организации Мухаммад Мурси был избран президентом страны и, можно сказать, что для Таджикистана Египет считается террористической страной. Но, по мнении автора статьи, хоть много лет эта организация находилась в списке террористических организаций Таджикистана, ещё не получив официальное подтверждение победы представителя организации «Братья - мусульмане» на президентских выборах в Египте, полпред президента в парламенте поспешно заявил, что список террористических организаций, в связи с изменением обстоятельств и ситуаций, может быть пересмотрен. Статус «Братьев - мусульман» также может быт пересмотрен правительством страны», - заявил полпред президента в парламенте.
«Озодагон» пишет, что в Таджикистане в течение этих 15 лет в честь дня единства переименовали города, села, улицы под этим названием. Но партия под названием «Единство», которая отмечает свое 10-летие, по мнению его председателя Хикматулло Саида, является центрической и хочет вести активное сотрудничество с другими политическими силами в борьбе с коррупцией, местничеством и в обеспечении национального единства. Но партия сталкивается с трудностями в впоросе государственной регистрации и из-за всяческих препятствий со стороны властей не может вести официальную деятельность.
Виркан Механпараст